Главная » Виртуальная библиотека » Сценарии мероприятий » "Вперед, в прошлое!" Сценарий тематического праздника, посвященного Дню рождения М.В.ЛОМОНОСОВА.

"Вперед, в прошлое!" Сценарий тематического праздника, посвященного Дню рождения М.В.ЛОМОНОСОВА.

Сценарий тематического праздника,
посвященного Дню рождения М.В.ЛОМОНОСОВА.
«Вперед, в прошлое

 

Место проведения:  Актовый зал Ломоносовской школы №3. Начало в 15.00
Оформление зала - колонны –4 шт. Цитата М.В.Ломоносова:
«Поверь в свой разум, в свой талант и руки
И вслед моим направь свои стопы!..»  

(Звучит гонг. Потом музыкальный момент – машина времени. Перед закрытым занавесом  ученики из разных классов).

1 ученица: Элективные курсы по химии, физике, биологии – все хочется посетить, а времени мало!

2 ученик: А ты к нам на интегрированный курс приходи, увидишь как у нас интересно, мы сейчас заканчиваем  сборку машины времени!

3 ученик: Шутишь? Это все сказки! 

2 ученик: Ничего не сказки! Правда, в будущее мы пока заглянуть не сможем, но в прошлое – пожалуйста.

1 ученица: Отлично, а то мы  на оргкомитете по Ломоносовской неделе решали-решали, как лучше провести праздник. А теперь мы сами сможем побывать на балу!

2 и 3 (вместе):  На каком еще балу? Вечно вы, девчонки, о балах мечтаете! Лучше в Лаборатории к Михайло Васильевичу!

1 ученица: Нет, нет и нет! Только на бал, который императрица Елизавета Петровна дает в честь великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова!

2 ученик: А, это другое дело!   Приготовьтесь - ВПЕРЕД! В ПРОШЛОЕ!

(Звуки машины времени. Дети убегают по проходу на выход. Занавес открывается.
На сцене Елизавета Петровна и её свита - ученики 9-х классов - Алексей Разумовский,  Бестужев, Вас. Кирил. Тредиаковский,, 2 фрейлины)

Мажордом:  Ваше Высочество. На балу сём приглашены: Граф, его сиятельство Бестужев , Граф,его сиятельство Разумовский Кирилл  Григорьевич Его сиятельство граф Иван иванович Шувалов, Пиит Вашего высочества, академик Тредиаковский Василий Кириллович Фрейлины Вашего высочества. (Пауза) Бал начинается.

(Звучит музыкальное произведение  в исполнении инструментального ансамбля под управлением  Т.Гринденко. Дейтсвующие лица ведут себя относительно рангу – (беззвучно) кланяются императрице- Разумовский что-то шепчет ей на ушко, Шувалов о чем – то беседует с Бестужевым, фрейлины шепчутся. Музыка заканчивается, аплодисменты, потом диалог):

Бестужев (Тредиаковскому): Каково поживаешь, Василий Кирилович!?

Тредиаковский: Щедротами милостивой монархини нашей отменно взыскан! (и проходит к Елизавете)

Разумовскиий: Оду принес?

Тредиаковский: Повергну к стопам её величества!

Бестужев: Вот и соперник твой,  Ломоносов оду несет.

Тредиаковский:: Премного наслышан (подходит к дамам, дамы смеются над какой-то  шуткой)

Елизавета (к Разумовскому) Ну, где твои  учёные? Академия, я чай, опять опоздает к первому танцу!?

( Елизавета делает знак начинать бал. Звучит «Менуэт» фонограмма.
В зал входят пары   и проходят к сцене  ученики 7-х классов)

Бестужев:  Господа Академия, сей бал по высочайшему повелению посвящается славному мужу, пииту  и академику Михайло Васильевичу Ломоносову!

(М.В.Ломоносов идет по проходу на сцену. Струнный ансамбль играет произведение)

Разумовский: ( во время прохождения Ломоносова к сцене) Коллежский советник и профессор Михайло Васильевич сын Ломоносов, в службе Ея Императорского величества с 1731 года  и был сперва в московских Спасских школах учеником, в 1738 году послан был в Германию, где обучался физике, химии и горных дел и был тамо по 1741 год, в 1742 году произведен в адьюнкты. В 1745 году по имянному Ея императорского величества Указу пожалован в профессоры, в 1751 году пожалован коллежским советником, в котором чину и поныне состоит.

( Все аплодируют. Елизавета благосклонно кивает головой. Ломоносов подходит и Ел. Петр. и кланяется)

Ломоносов:

Великая Петрова Дщерь
Щедроты отчи превышает
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь!»

Елизавета:  Вещай, сладкоречивый Ломоносов! Вещай похвалу твою, ибо твоему красноречию довлеет похвалить тебя!

Разумовский: Разрешите, Ваше Величество, прежде всего, спросить его насчет занятий русской пиитикой и сочинительством. Он ведь у нас первый знаток нашего языка и красноречия, учит ораторов говорить остро, стремительно, крепко.

Елизавета: И хорошее дело, я сама наш язык превыше всех почитаю

Ломоносов (горячо, заинтересованно говорит): В русском языке  имеется великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского. Сверх того, богатство и сильная в изображении краткость – греческого и латинского.

Елизавета (обращается к Шувалову) Знаешь, Иван Иваныч, я за то Ломоносова люблю, что он столь отменно все русское любит. (Обращается к Ломоносову) Вот что,  ты помнится мне, хотел историю Российскую писать. И  Иван Иванович о том сказывал. А потому приказываю: пиши нам историю Российскую!

Ломоносов: Премного благодарен, Ваше Высочество!

Елизавета:  Служи, академик, государству Российскому! (обращается к Бестужеву). Мужа сего надлежит наградить! Любопытно, в чём его желание?

Ломоносов: Ваше Величество! Дочь Великого Петра откажет ли мне в моей просьбе, в коей пользу Отечеству моему соблюсти желаю? Повели, дочь зачинателя новых дел, соорудить для процветания наук Первый  на Руси…Университет!

Елизавета: (оборачиваясь к Бестужеву) Опроси потом в подробностях сего просителя, в чем его просьба, а нам танцевать время.

Тредиаковский(проходя мимо Ломоносова): Вот и видать холмогорского мужика!

Мажардом: Приглашаем в танцевальную залу.
(Звучит струнный ансамбль. Все, кроме Ломоносова уходят)

Ломоносов: 

О севере обмолвился едва
А мне то слово душу разбудило!
Хорошая народная молва
Про Холмогоры издавна ходила.
Тот городок я вижу, как живой

(Присаживается и задумывается. Идет сцена в исп.5-6 кл. «Ломоносов отрок»
. Саши Черного Звучит музыка «Танец юнг»)
Танец юнг. ( танцуют юнги, когда тацец заканчивается появляются юнги- ученики 5-6 кл.)

1 юнга.

Игрушка непогоды, Заплыл фрегат заморский
В неведомые воды к холодным берегам:
Вверху – грядою скалы, внизу, бедны и грубы
Поморских хижин срубы, да птиц полярных гам

2 юнга: 

Юнец со шхуны «Чайка» плывет к фрегату в шлюпке…
По лесенке висячей вскарабкался он лихо.
Матросы гостю рады, веселый рыжий юнга
Взял мальчика за плечи. Слова нерусской речи,
Как щебет птиц в лесу.

3 юнга: 

Трап вниз и вход как норка…Ступеньки, переходы,
Приплывший в шлюпке зорко глядит по сторонам.
А рядом  юркий юнга то вверх, то вниз ныряет.
Смеется, словно лает, бьет лапой по штанам.

4 юнга:  

Средь низкой, темной залы забавный гость ни с места.
Напрасно рыжий юнга прочь тянет за кафтан…
На гнутой ножке глобус, на полках книжек горы,
и медные приборы и карты звездных стран!

(Входит Ломоносов – отрок)

Отрок:

Чудесный зал фрегата,  приборы, книги, Глобус!
Скелет морского ската…Полярный сноб огней. (Задумывается)
И Сухарева башня с Петровской школой новой
заезжий гость торговый рассказывал о ней. (Рассматривает книгу)
Но буквы не понятны… Они как клад  зарытый.
Слова – немые пятна на корешках тугих.

Юнга 1

В глазах вскипают слезы…
Очнулся отрок русский
И лестницею узкой поднялся и притих.

Юнга 2:  И в час ночного бденья срывается молитва:

Ломоносов – отрок:   

«Ты, Свет и Утешенье, Опора  слабых сил!
В меня вдохнул ты жажду, - тебе ль её отринуть?..
Не дай во мраке сгинуть и утоли мой пыл…»
Юнга 3: Трески сушенной вязка, шуршат в сенях на стенке,
У проруби салазки опять забыл убрать…
«В Москву!» - вздохнула вьюга,
« В Москву!» - шепнули мыши,
И снежный дед на крыше гудит: «Бежать, бежать…»

Юнга 4

Пускай бранят на шхуне… Луч в облачном окошке,
Как смутный, дальний зов...
В душе зарделся факел и тысячи вопросов
Плывут из-за утесов, из-за глухих лесов. (Все уходят)

Ломоносов (поднимает голову)

Я помню,  как отец бранил меня за леность, за любовь к  науке.
Он не верил ни учению, ни людям и считал, что ученье вздор!
Покойный сон страдальческому праху-
Тяжелый крест он до могилы нес,
И жаль, что весть отрадная о сыне не усладила дней его последних.
А мать моя, - она меня любила, хоть тоже от неё мне доставалось!
А как я их ужасно огорчил, когда вдруг скрылся из дому…
Как много с тех пор со мной случилось перемен.

(Звучит струнный ансамбль. Выходит Елизавета и свита)

Мажордом: Её императорское высочество,Елизавета Петровна!

Елизавета:  А почто, ты батюшка не танцуешь?

Ломоносов:  Ты, государыня, по справедливости всех дел и Похвал  Петровых истинная наследница! А что касается танцев, то я более головой могу пользу Отечеству принести, А не  крендели ногами выписывать!

( Звучит  заставка - «Машина времени» в зале появляются ученики школы. Они оглядываются, увидев Ломоносова обрадовались, здороваются.

1ученик:  Здравствуйте, Михайло Васильевич!

2 ученик: Всем привет! Ой, Елизавета Петровна, здравствуйте!

Ломоносов: Юные отроки, откуда вы, из каких стран!

3 ученик: Что Вы, мы из Москвы, россияне мы. Из 2006 года. Из  школы, что носит ваше высокое имя и машину времени нам удалось собрать в химико-физической лаборатории.

Ломоносов: Что за чудеса вы мне рассказываете!  Расскажите, расскажите нам побольше о вашем далеком будущем.

1 ученик: Мы пользуемся плодами, сделанными Вами, Михаил Васильевич, открытий.

2 ученик: Российская Академия наук    существует и работает. Московский Университет носит ваше имя и пополняет ряды научных работников. Выпускники нашей школы учатся в университете на различных факультетах. Ваши работы по химии, физике, астрономии, языкознании не забыты.

Ломоносов:

Благодарю вас за  уважение к наукам.
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

3 ученик: Ученики нашей школы приготовили подарки на ваш день рождения. Слово ученикам 7 класса. ( Идет поздравление от семиклассников)

4 ученик: Восьмиклассники присоединяются к поздравлению! ( Выступление 8 кл.)

Елизавета: А как танцуют в вашем веке?
( Идет выступление студии современного танца)

1 ученик: А мы   фильм ДВД о школе покажем. ( Показ фильма о школе)

Ломоносов:

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(Все аплодируют)

Ломоносов:  Правильно я писал в письме Шувалову в 1754 году об учреждении Московского университета: «При университет необходима, должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян».

Вот они семена! Будущее науки Российской!

(показывает на зал, жмет руки ученикам на сцене, обнимает их. Все кланяются. Звучит музыка - струнный квартет)

Ученики: Ну,  нам пора! Вперед! В будущее!

( Убегают, занавес закрывается. Аплодисменты)

Мажордом: Бал Окончен!