Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт. Еще при жизни его личность была столь значительна, что художники - его современники - не могли не запечатлеть образ великого помора.
Судьба первого прижизненного портрета Ломоносова неизвестна. Но портрет этот был, и он стал прообразом многих последующих изображений. Канонический образ Ломоносова - поза, поворот головы, шитый золотом кафтан, аксессуары, - в последующее время повторялся и тиражировался в работах многих мастеров живописи почти без изменений. Сегодня известно о четырех прижизненных портретах «архангельского мужика» и более десяти, выполненных во второй половине XVIII века.
Наиболее известные из них, хрестоматийные, - живописный портрет работы Г. Г. Преннера, гравюры Э. Фессара и Х. Вортмана, 1757 года и живописный портрет работы Л.С. Миропольского 1787 года, написанный по заказу директора Российской академии наук княгини Е.Р. Дашковой для конференц-зала академии в Санкт- Петербурге, скульптурные портреты Ломоносова работы Ф.И. Шубина.
Тем более интересны всем, кого интересует личность М.В. Ломоносова, портреты первого русского ученого, отступающие от канона.
Современные художники также обращались к образу гения русского просвещения. Наиболее известна картина "Юный Ломоносов на пути в Москву", написанная в 1948 году художником Н.И. Кисляковым. Она сразу снискала широкую известность необычностью сюжета и своими живописными достоинствами.
В этом разделе библиотеки представлены живописные и скульптурные портреты Ломоносова, которые доносят до нас его живой облик, приближая нас к той далекой эпохе, когда рождалась российская наука.